Путь Джнана - для тех, кто одарен сильным интеллектом и имеет тонкую интуицию, способных проникнуть в суть вещей. Это означает правильное различение и знание, самую первую неотъемлемую часть в восьмиричном пути праведности, провозглашенном Буддой, так как без правильного и точного знания Истины все усилия, вероятно, приведут нас рано или поздно к трудностям.
Важность истинного знания ощущается фактически во всех аспектах йоги, будь то Карма или Бхакти Йога. В Карма Йоге нужно понимать, что человек имеет право на действие или работу, но не на результат этого. Так как невозможно не делать работу, то работу нужно выполнять в духе своего долга, посвящая ее Господу, с разумом, фиксированным на Нем. Отказ от привязанности к результатам приносит ровность характера, и в спокойной самоотдаче заключается истинная йога созерцания, совершенный покой, порожденный полным подчинением своей жизни Богу.
Также в Бхакти Йоге бхакта должен в качестве предварительного шага понять истинное значение преданности Господу, а затем развивать в себе правильную перспективу, которая может позволить ему видеть свет своего ИШТ-ДЭВА не только в человеческих существах, но и в каждой форме жизни.
Короче, путь Джнана Йоги делает ударение на истинном знании самой сокровенной Реальности, истинной природы атмана. Цель этой йоги - изгнать тьму невежества факелом знания. Это высоко аналитический путь, и для его успешной работы нужно тщательно придерживаться трех вещей:
1) ШРАВАН, или слушание: слушание священных писаний, философских рассуждений, и превыше всего, живых Мастеров духовности с личным опытом Реальности, которые могут передать свой жизненный импульс тем, кто вступает в контакт с ними, так как именно в обществе истинно пробужденной души человек пробуждается от своей долгой спячки.
2) МАНАН, или мышление: оно состоит в интенсивном и вдумчивом обдумывании услышанного и понятого, чтобы конкретизировать абстрактное и сделать интеллектуальные понятия пульсом сиюминутной жизни посредством тщательного упражнения различения, которое на каждом шагу отличает истину от лжи. Это приводит к освобождению души человека от петли эгоизма всеми возможными средствами по его команде. Это похоже на взбивание масла из пахты.
3) НИДХЬЯСАН, или практика: она состоит в перенесении центра тяжести с эфемерного и меняющегося “я” на постоянное и вечное “Я”, с окружности в центр своего существа. Это постепенно вызывает непривязанность к парам противоположностей - богатству и бедности, здоровью и болезни, славе и позору, удовольствию и боли и т.д. - в которых все имеют тенденцию плыть по течению в обычном ходе существования.
Путь Джнана - укороченный путь к йоге, но он пугающе крутой, и очень немногие могут принять его. Он требует редкого сочетания острого, как бритва, интеллекта и интенсивной духовной жажды, которыми обладают лишь немногие, типа Будды и Шанкары.
Однако, путь может стать ровным, если человек по чрезвычайно счастливому случаю встретит Мастера Сатгуру, который может вытащить ученика из бездонного вихря жизни чувств без необходимости для него делать слишком много садхны.