Роль разума и интеллекта в буддизме

Роль разума и интеллекта в буддизме

Мы считаем, что очень высока логика и рациональное мышление в ХХІ веке. Многие из нас думают, что нет ничего на свете, чего не смогли бы понять наши умы. Какую роль интеллект и разум играют в буддизме?

Будда много говорил об «уме», говоря об этом слове, он не всегда имел в виду интеллект. Похоже, что не было никакого специального языка для описания интеллекта, как мы его понимаем в мире Будды. Он учит во многом о осведомленности и сознании.

Некоторые виды "разума"

         Вначале писаний Будда говорил о трех видах ума. На санскрите они называются: читта, виджняна и манас. Читта описывается как настроение или состояние души. Это также ум субъективного знания и опыта. Некоторые современные ученые объясняли читту как когнитивную основу всех наших психологических функций. Читта может включать в себя мышление, но это кажется, не имеет много общего с самим интеллектом.

Виджняна пятый из пяти скандх. В скандхи, виджня - это осознание того, что связывает органы чувств, для того чтоб ощущать объекты. Например, виджня - это осознание того, что связывает наши глаза и видимые объекты с запахами, чтобы совместить наше зрение и обоняние.

Манас иногда определяется как «психический орган». То, что мы подразумеваем под словом интеллект, в первую очередь зависит от Манаса. Он включает в себя разум, логику и концептуализацию, хотя иногда Манас называют как синоним читты и виджняны.

Существует также третий скандха Санджня. На санскрите «скандха» означает признание и накопление знаний, поэтому с Санджня связаны интеллектуальные функции.

Четвертый скандха, психическое образование или самскара, берет начало в воле - то, что мы решаем сделать, - а также предубеждениях и пристрастиях.

Так, в основном, психические функции, которые мы понимаем под словом «интеллект», разбросаны по всему учению Будды и связанны с множеством других функций, которые показывают, что приверженцы буддизма осмысливают «интеллект» не так, как мы.

Логика в Калама Сутте

Один из главных ключей, какой Будда дает к пониманию «интеллекта» изложен в Калама Сутте, известной проповеди Будды в Пали Сутта-Питаки. В этой проповеди Будда говорил, что многие мудрые учителя говорят о многих вещах, но нет разьяснений, чему верить.

И Будда сказал: «Не полагаться всецело на рассказы, предания, традиции, писания, логические гипотезы, выводы, размышления или мысли: «Это видение проповедует наш учитель». Переводчик Таниссаро Бхикху сказал об этом: «Когда Будда говорит, что вы не можете пойти путем логического вывода или аналогий, он говорит, что вы не всегда можете доверять своему здравому смыслу. Когда он говорит, что вы не можете соглашаться с тем, что представлено (например, то, что вписывается в вашу веру), или вероятности, он говорит, что вы не всегда можете доверять своему здравому смыслу. И, конечно, вы не всегда можете доверять учителям, священным писаниям или традициям. Так чему же доверять?»

Во время своих учений Будда подчеркивал путь прямого понимания, чем культивировал практику восьмеричного пути. Просветление у Будды настало, когда он был глубоко погружен в медитацию. Это говорит нам о том, что просветление не является чем-то, что может быть достигнуто с помощью разума, логики и рационального мышления, независимо от того, как высоко мы ценим эти вещи.

Пределы разума

В другой проповеди в Пали Сутта-Питаки под названием Брахмаяала Сутта, Будда критикует брахманов своего времени. При этом, монахи и некоторые отшельники или брахманы являются  рационалистами. Следовательно, он заявлял свою точку зрения - выработанную на основе своих исследований, следуя своим собственным полетам мысли. Этот метод, сказал Будда, производит ошибочные взгляды.

Это не значит, что разум не имеет место вообще. Возвращаясь к Калама Сутте, в том числе руководящим принципам, Будда дал каламам наставление рассмотреть последствия своих действий, являются ли они вредными или полезными. Другими словами, думать об этом в первую очередь.

Будда также понимал, что люди не должны принимать любое учение на слепую веру, независимо от того, насколько авторитетный источник. Поддавайте учения сомнениям, прежде чем принимать их, сказал он. Но сомнения больше относятся к опыту, чем к интеллекту. В частности, успокоение ума, посредством практики, открывает наше сознание к восприятию за пределами области рассуждений.

К сожалению, бывает так, что люди, которые принимают буддизм,  постигают его в течение долгого времени, потому что это только чьи-то собственное представление, а не «доказанные» учения.  Изучающих дзен никогда не просят поверить во что-то «суеверное» или вопреки науке. Никто не может доказать через аргументы или демонстрации того, что мы воспринимаем как «правду». Только через собственную практику можно проверить учения.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Мы соц. сетях

Группа В происках истины в facebook Группа В поисках истины в plus google Группа В поисках истины в twitter Группа В поисках истины в контакте

Школа таро Мане

Религия